Главная > Экономика > Государство > Как в мире ограничивают торговые сети
Как в мире ограничивают торговые сети Как в мире ограничивают торговые сети

Как в мире ограничивают торговые сети

ГосударствоПерсоналииЭкономика
27.03.2015 0
Директор консалтинговой компании RetaiNet Александр Ланецкий о контроле розничного рынка в других странах и необходимости объединения 25 марта Антимонопольный комитет Украины опубликовал проект «Правил... Как в мире ограничивают торговые сети

Директор консалтинговой компании RetaiNet Александр Ланецкий о контроле розничного рынка в других странах и необходимости объединения

25 марта Антимонопольный комитет Украины опубликовал проект «Правил профессиональной этики в сфере взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками». Многие пункты документа весьма спорны. Редакция RAU публикует мнения экспертов и игроков рынка на тему контроля розничного рынка.

В украинских селах, когда говорят о каком-то неадекватном поведении, существует такое выражение — «дивує людей». Думаю оно лучше всего характеризует политику украинского Антимонопольного комитета. Своими неуклюжими действиями комитет сначала смешил участников рынка, но смеяться над «обезьяной с гранатой» очень опасно. В то же время Украина одна из немногих стран в регионе, которая живет без закона контролирующего торговые сети и их взаимоотношения с поставщиками.

Во многом это связано с тем, что украинский ритейл, даже в отличии от собственников базаров, никогда не был хорошо представлен в парламенте страны. Можно вспомнить Рината Ахметова или Вадима Новинского, но их ритейл-проекты — сети «Брусничка» и «Амстор» — всегда были второстепенным бизнесом для этих бизнесменов. Отдельно можно упомянуть еще собственника сети «Эпицентр» Александра Герегу, но это сеть DIY и там специфика бизнеса несколько иная.

Украинские торговые сети, даже в отличии от российских и белорусских коллег, пока не обзавелись сильным собственным объединением собственников или профсоюзом работников. Фактически та же самая ситуация и с поставщиками, хотя они несколько раз после очередных громких банкротств («Окея», «Интермаркета» и пр.) пробовали как-то объединяться, чтобы защититься. Но реального лоббиста отрасли в Украине пока нет, хотя по заявлениям АМКУ существует «страшный заговор сетей».

В логике заявлений АМКУ я готов согласиться с одним — украинские розничные сети стали сильнее других игроков рынка и пришла пора ограничить их рыночную силу.

Это нужно по 4 причинам:

1. Чтобы защитить в первую очередь местную продукцию производителей, и позволить им сохранить рыночную долю, а вместе с ней и доход работников (населения и самих покупателей).

2. Чтобы защитить малые торговые предприятия, а вместе с ними доход их собственников и работников.

3. Чтобы защитить от эксплуатации работников самих сетей, а вместе с этим и уровень дохода всего населения округи.

4. Чтобы защитить покупателей от нечестной рекламы

В Западной Европе законы ограничивающие деятельность крупного ритейла активно стали применять с начала 70-х годов ХХ столетия. И учитывая постоянную модернизацию торговли, эти страны не забывают подгонять под новые реалии и свое законодательство. Самые передовые тут традиционно французы, итальянцы, немцы и американцы.

Зачастую закон о торговле четко устанавливает следующие правила.

Время работы сетевых магазинов (в особенности больших). В большинстве стран западной Европы супермаркеты могут работать в рабочие дни с 8 до 20, в субботу с 9 до 14, а в воскресенье и праздники должны быть закрыты. В Германии эти ограничения распространяются и на частные малые лавки (кроме сувенирных и магазинов при АЗС), а во Франции к примеру нет, в Париже множество маленьких магазинчиков работает круглосуточно.

Регулирование площади. Отдельно во многих странах ЕС устанавливается максимальная площадь магазина в городской зоне: во Франции —3000 кв.м, в Великобритании — 2500 кв. м, а в Италии — 1500 кв. м. Кроме того, для открытия супермаркета больше определенной площади, в большинстве стран требуется отдельное разрешение муниципалитета: во Франции и Италии — это 300 кв. м, в Германии до 800 кв. м, а в Польше при открытии супермаркета от 2000 кв. м, необходимо так же получить согласие стоящих в районе несетевых магазинов. Например, в Италии был такой случай, когда за 8 лет с 1998-2005 г.г. не было выдано не одного разрешения для строительства крупного супермаркета свыше 1500 кв. м.

Часто устанавливается максимально допустимая концентрация —сколько розничного оборота района (муниципалитета) может приходиться на одного ритейлера (обычно от 20% до 35 %).

В США практикуется специальный налог на сетевые магазины который взымается в фиксированной форме начиная с каждого 11-го, 21 или 51-го супермаркета открытого в конкретном штате (в разных штатах по разному).

Регулирование ассортимента местными властями существует для больших сетевых магазинов в большинстве стран ЕС. Так в Польше муниципалитет отдельно должен утвердить ассортимент товаров для супермаркета от 2000 кв. м., в Германии от 1200 кв.м, а во Франции от 6000 кв.м. Во многих странах существует специальные требования по ассортименту, которые предусматривают наличие определенных товаров произведенных в данной местности — так гарантируется канал сбыта местного производителя.

Регулирование цен. Так в большинстве стран ЕС (Бельгии, Люксембурге, Франции, Ирландии, Португалии, Испании, Италии) сетям строго запрещено продавать основные продовольственные товары ниже себестоимости, которая может устанавливаться несколькими способами (инвойсовая входная цела, она же плюс фиксированная минимальная наценка (6-10%) или она же плюс совокупные издержки на продажу данного товара).

Причин таких ограничений минимум две: во-первых, продавая по заниженной стоимости, сети могут нечестно конкурировать с малыми ритейлерами и выдавливать их с рынка. С другой стороны, заниженная цена сбивает стоимость бренда производителя и заставляет его снижать свою маржу (часто грозя разорением).

Отношения с поставщиками регламентируются отдельно. Тут нет какой-то единой практики, но в целом стоит выделить положительные моменты существующие в странах, Так во Франции запрещено брать бонусы за включение в ассортиментную матрицу новинок, если они не связаны с объемами заказов; использовать делистинг в качестве шантажа для получения лучших условий поставок отсрочка оплаты поставок ограничена максимум 60 дней. В Великобритании такая отсрочка ограничена 30 днями. В США от поставщиков законодательство требует поставлять всем участникам рынка товар по одинаковой цене и прозрачной шкале скидок и применяя стандартные условия договоров для всех. В большинстве стран ограничена система бонусов и маркетинговых платежей, хотя в ЕС признают что она остается самой коррумпированной и трудно контролируемой сферой злоупотреблений со стороны сетей. Допустим маркетинговые платежи разрешены во Франции, под их видом сети берут до 40% от стоимости товара так обходя запрет на продажу ниже инвойсовой цены.

Реклама. Законодательство большинства стран ЕС прописывает систему ценообразования, рекламы и проведения акций. Часто покупатель должен получить четкую не вводящую в заблуждение информацию: правильную цену на товар (с указанием цены за килограмм везде где это возможно), состав товара, страну происхождения, дату годности, производителя и/или импортера — таким образом не позволяя окончательно прятать его под торговой маркой сети. Отдельно прописываются рекламные акции—акциями (скидками) могут называться только те цены которые реально снижены с реально существовавшей не менее определенное время цены (от несколько дней до несколько недель).

В целом европейская практика показывает, что жесткое, но понятное и прозрачное регулирование работы сетей приводит к улучшению работы поставщиков, сохранению конкуренции между сетями, сохранением малых магазинов, сохранением и увеличением уровня доходов занятого в торговле и производстве товаров местного населения, незначительном росте цен.

Но чтобы добиться такого результата, должно существовать прозрачное лоббистское объединение всех участников рынка — собственников крупного ритейла, собственников мелкого и среднего ритейла, поставщиков, профсоюзов работников торговли и объединение активистов-покупателей. А пока к сожалению в Украине фактически не одна такая группа организовано не сложилась. Поэтому и правильно пролоббировать нормальный закон о торговле и вменяемом регуляторе пока некому.

Фото — предоставлено автором материала

comments powered by HyperComments
Сделано с Разработал AlexCSS