Главная > Экономика > Государство > Макеева: «Взимание импортного сбора должно закончиться к концу 2015 года»
Макеева: «Взимание импортного сбора должно закончиться к концу 2015 года» Макеева: «Взимание импортного сбора должно закончиться к концу 2015 года»

Макеева: «Взимание импортного сбора должно закончиться к концу 2015 года»

ГосударствоНовостиЭкономика
Интервью заместителя министров финансов Разговоры о внедрении расчетно-кассового обслуживания (РРО) для физических лиц -предпринимателей последние несколько месяцев были очень эмоциональны. Пока министерство финансов проводило... Макеева: «Взимание импортного сбора должно закончиться к концу 2015 года»

Интервью заместителя министров финансов

Разговоры о внедрении расчетно-кассового обслуживания (РРО) для физических лиц -предпринимателей последние несколько месяцев были очень эмоциональны. Пока министерство финансов проводило разъяснения и тренинги, многие общественные организации устраивали митинги против внедрения РРО.

1 июля Верховная рада попыталась пойти на компромисса между законодателями и малым бизнесом и приняла изменения, которые позволяют не устанавливать РРО плательщикам единого налога второй и третьей группы, если годовой оборот не превышает 1 млн грн. Закон пока что лежит на подписи у Президента и многие ждут окончательного текста документа.

Редакция портала Ассоциации ритейлеров Украины задала вопросы главному идеологу внедрения РРО – заместителю Министра финансов Елене Макеевой о внедрении РРО, отмене импортного сбора и будущей налоговой реформе.

В мае вы говорили, что для первого этапа кассовые аппараты нужны только 96,7 тыс. физических лиц — плательщиков налогов третьей группы. Тогда ДФС Украины отмечала, что плательщиками третьей группы единого налога зарегистрировано всего 4 тыс. единиц кассовой техники, а заявок на ее приобретение подано примерно 10 тыс. Как изменилась статистика сейчас?

В мае – июне около 20 тысяч предпринимателей обратились в центры сервисного обслуживания относительно приобретения и регистрации кассовых аппаратов.
Верховная Рада 1 июля внесла изменения в Налоговый кодекс, которые разрешают не использовать РРО плательщиками единого налога второй и третьей групп (физические лица — предприниматели) с годовым оборотом до 1 млн гривен. Тем, у кого оборот превышает 1 млн гривен, необходимо использовать кассовый аппарат на постоянной основе.
Из 274 тысяч плательщиков единого налога третьей группы (физические лица — предприниматели) только у 13 тысяч (5%), годовой оборот превышает 1 млн гривен. Еще около 230 тысяч плательщиков единого налога третьей группы осуществляют расчеты исключительно в безналичной форме, через расчетные счета, то есть изменения их не коснутся.

Makeeva_2Какие штрафы ждут тех, кто не успел вовремя все оформить?

Законом, принятым 1 июля, предусмотрено:
— за нарушение, совершенное впервые в течение года, штраф составляет 1 гривну;
— за каждое последующее совершенное нарушение — 100 процентов от стоимости реализованного с нарушением товара (предоставленной услуги)
— освобождение физлиц – предпринимателей, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками налога на добавленную стоимость от обязанности ведения учета товарных запасов;
— освобождение субъектов хозяйствования от обязанности сохранения фискальных учетных чеков в книгах учета расчетных операций и упразднение штрафов за несохранение чеков;
— упразднение пятикратного размера штрафных санкций за нарушение порядка использования РРО.
При этом в период с 1 июля 2015 до 1 января 2016 санкции не будут применяться к субъектам хозяйствования, которые до 1 августа 2015 заключат договоры на поставку РРО и введут их в эксплуатацию до 1 января 2016 года.

Ваше мнение, почему многие предприниматели протестовали против введения регистраторов расчетных операций (РРО)? Некоторые не хотят штрафов или недовольны, что нужно платить за кассовые аппараты?

Часть предпринимателей неправильно информированы о затратах, связанных с покупкой, регистрацией и эксплуатацией РРО. Приведенные в средствах массовой информации вероятные расходы значительно завышены, а некоторые статьи расходов существенно искажены. Другая часть предпринимателей не разобрались, кому надо применять РРО, а кому нет, и напугана возможными штрафными санкциями. Для меня эта реакция абсолютно понятна, поскольку речь идет о зоне некомфорта. Как известно, любые изменения – это всегда зона некомфорта. Протесты всегда были и будут при смене законодательства.

С целью уменьшения затрат плательщиков налогов на покупку и обслуживание кассовых аппаратов были проведены совещания с производителями РРО. В ходе консультаций достигнуты договоренности относительно уменьшения стоимости кассовой техники и возможности покупки кассовых аппаратов в рассрочку на 4 месяца.

Поскольку большинство частных предпринимателей — плательщиков единого налога работают в сфере продажи товаров и предоставления услуг, то для таких субъектов хозяйствования в Государственный реестр включены модели кассовых аппаратов, которые не требуют сложного программного и технического обеспечения и соответственно стоят немного (от 3,5 тыс. гривен).
Срок службы РРО в соответствии с законодательством составляет не менее 7 лет.

Поэтому, такая их стоимость существенно не повлияет на финансовое состояние плательщиков единого налога. С учетом уровня доходности субъектов хозяйствования – физлиц, стоимость кассовых аппаратом для них может варьироваться от 0,03 до 0,3 процента граничного размера дохода, установленного для второй и третьей групп соответственно.
Пломбирование и перепломбирование РРО средствами контроля в среднем осуществляется раз в год. Одна контрольная пломба стоит 10 гривен. То есть затраты составляют меньше процента стоимости годового сервисного обслуживания РРО и не могут считаться существенными.

Сегодня средняя стоимость услуг центров сервисного обслуживания, которая включает пломбирование, обучение, установление программного обеспечения, сервисное обслуживание и гарантийный ремонт, составляет 150 гривен (в том числе услуги эквайера за передачу данных с кассового аппарата в Государственную фискальную службу – 29 гривен).

Вы изучали опыт других стран. Как происходило внедрение РРО у них? Как реагировали предприниматели?

Практически во всех соседних странах внедрена система учета наличных с использованием кассовых аппаратов, в том числе с использованием электронно-контрольной ленты и передачей данных налоговым органам. Несмотря на то, что почти в каждой из этих стран введение норм использования РРО сопровождалось акциями протеста предпринимателей, система применения кассовых аппаратов успешно работает по сегодняшний день. Взять те же Польшу или Литву, где сейчас даже в такси считается нормой получение фискального чека. Кроме того, в Швеции, Греции и Чехии внедряется система фискального сервера (фискальная технология).
Если же говорить о таких процветающих странах как Германия или Великобритания, там предприниматели сферы услуг активно используют кассовые аппараты для планирования ресурсов и финансовой отчетности, при этом для них главная тенденция – переход на безналичные формы расчетов с полным отказом от налички.

Закон Украины о применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли определяет два условия использования кассового аппарата: расчетная операция (получение наличных денег) и место проведения операций (магазин, курьер). Если место проведения расчетов установить нельзя, кассовый аппарат не нужен. А как будет регулироваться введение РРО интернет-магазинами?

Согласно упомянутому закону, субъекты хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и тому подобное) при продаже товаров (услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки (стоимость услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов, которые подтверждают выполнение расчетных операций.
Законом четко определено место проведения расчетов — место, где осуществляются расчеты с покупателем за проданные товары (оказанные услуги) и хранятся полученные за реализованные товары (оказанные услуги) наличные средства, а также место получения покупателем предварительно оплаченных товаров (услуг) с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и тому подобное.

Так что в случае проведения расчетов в наличной форме и/или в безналичной форме с применением платежных карточек использование РРО является обязательным. Необязательно оно лишь в случае проведения расчетных операций исключительно в безналичной форме, через расчетные счета.

Makkeeva1Вы говорили, что собираетесь заняться вопросом ритейлеров, которые открывают на каждый магазин СПД и живут на едином налоге. При этом у ритейлера может быть 30-40-50 магазинов. Что собираетесь предпринимать?

Вопрос «дробления» бизнеса и, соответственно, минимизации налоговых обязательств является чрезвычайно сложным в правовом регулировании. В соответствии с Конституцией каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Это и есть «псевдо предпринимательство», с которым надо бороться. Законных инструментов борьбы сегодня практически нет, надо менять нормы налогового кодекса в части упрощенной системы налогообложения.

Правительство готовит налоговую реформу. Чего от нее ждать бизнесу?

С целью создания благоприятной налоговой среды, обсуждение широкого круга идей, предложений и наработок, под председательством Министра финансов создана целевая команда по проведению налоговой реформы, в состав которой вошли представители исполнительной и законодательной власти, бизнеса, научных кругов, международных экспертов и общественности.При этом обсуждение различных концепций налоговых реформ происходит в рамках открытой платформы, проблемы, вызовы и перспективы развития отдельной отрасли рассматриваются в рамках соответствующих индустриальных платформ.

Для участия в открытой платформе заявки можно присылать по адресу taxreformua@gmail.com, указав в теме письма «Налоговая платформа». Вместе с заявкой обязательно направляются предложения налоговых реформ исключительно в формате Power Point.
По результатам обработки предложений, полученных во время работы целевой команды, к сентябрю будут подготовлены соответствующие изменения в Налоговый кодекс Украины.

Еще один вопрос, который интересует бизнес – это импортный сбор. Ритейлеры страдают от него больше всех: потому что многие товары у нас не производятся, а в кризис запуск новых производств вряд ли состоится. Расскажите, почему не получается отменить импортный сбор? 

Необходимость введения дополнительного импортного сбора возникла в связи со значительным сокращением золотовалютных резервов государства и ухудшением платежного баланса Украины.
Меры по введению дополнительного импортного сбора носят временный характер, направлены исключительно на восстановление равновесия платежного баланса и введены в полном соответствии с положениями соглашений с Всемирной торговой организацией.
В соответствии с обязательствами, определенными Меморандумом об экономической и финансовой политике между Украиной и Международным валютным фондом, взимания дополнительного импортного сбора должно закончиться к концу 2015 года. О временном действии этой нормы неоднократно сообщала и Министр финансов Наталья Яресько.

Есть ли вариант постепенной отмены сбора? Например, отмены его для тех товаров, которые не производятся или производятся в недостаточном количестве в Украине.

Дополнительный импортный сбор взимается со всех товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины, кроме жизненно необходимых (в частности нефти, газа, электроэнергии, лекарств и тому подобное). Согласно Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-1994) относительно платежного баланса понятие «жизненно необходимые товары» означает товары, которые удовлетворяют основные потребности потребления или которые способствуют усилиям члена ВТО улучшить ситуацию с платежным балансом.Таким образом, включение товаров в перечень жизненно необходимых товаров, при ввозе которых дополнительный импортный сбор не будет взиматься, должно быть экономически обоснованно, учитывая объемы производства каждого товара и его долю в ВВП. Кроме этого, это должны быть товары, которые оказывают решающее влияние на общий уровень и динамику цен, а также имеют существенную социальную значимость.

Работа по усовершенствованию перечня жизненно необходимых товаров постоянно продолжается. Он дополнен лекарственными средствами и медицинскими изделиями, которые закупаются на основании соглашений по закупке со специализированными организациями.
Также, рядом министерств подготовлен законопроект, которым предусмотрено включение в перечень жизненно необходимых товаров лекарственных средств, а также технических средств реабилитации для инвалидов и других льготных категорий населения.

Как восприняла такой сбор Всемирная торговая организация?

По информации Министерства экономического развития и торговли Украины, Украина завершила консультации по этому вопросу в рамках Комитета ВТО по ограничениям в связи с платежным балансом. Введение временного дополнительного импортного сбора также согласовано с Международным валютным фондом.
На предыдущем заседании Комитета ВТО по платежному балансу представители Международного валютного фонда отметили, что Украина была вынуждена ввести временные административные меры из-за напряженной геополитической ситуации и обострения экономического кризиса во второй половине 2014 года.

Подавляющее большинство членов ВТО признали, что введенные Украиной меры связаны со сложной ситуацией с платежным балансом и соответствуют нормам ВТО.
В конце июля Комитетом запланировано окончательное утверждение отчета, в котором будут отражены точки зрения всех членов ВТО. Следующим этапом будет направление отчета на рассмотрение Генерального Совета ВТО для одобрения его на заседании в конце июля. Члены ВТО поддержали решение Украины отменить меры по стабилизации платежного баланса не позже запланированной даты (конец декабря 2015 года), или, по возможности, раньше.

Планируются ли какие-то действия для стимулирования розничной торговли в Украине? Вместе с агро и IT – это два направления, которые продолжают развиваться и были объявлены Кабмином, как ключевые для развития. Как улучшить инвестиционную привлекательность сектора в нынешних экономических условиях.

Одним из мер по стимулированию розничной торговли в Украине и инвестиционной привлекательности этого сектора является детенизация данной сферы и установление справедливых подходов в налогообложении субъектов хозяйствования, чему должно способствовать, в частности, и применение регистраторов расчетных операций. Так, по расчетам Министерства экономического развития и торговли Украины, уровень теневой экономики в Украине по методу «затраты населения – розничный товарооборот» ежегодно составляет около 57% от уровня валового внутреннего продукта.

comments powered by HyperComments
Сделано с Разработал AlexCSS